Сверхзвуковой самолет Concorde вылетел 50 лет назад в Тулузе, на юго-западе Франции, под командованием летчика-испытателя Андре Турката перед толпой журналистов и любопытных, восхищающихся «большой белой птицей» ».

В это воскресенье, 2 марта 1969 года, утром аэропорт Тулуза-Бланьяк купается в тумане. В течение двух дней журналисты были предупреждены о неизбежности первого полета и рылись на краю взлетно-посадочной полосы.

В полдень небо проясняется, сигнал зеленого света для первых летных испытаний франко-британского самолета.

Прошлое 15:30 В прямом эфире по телевидению элегантная белая фигура продвигается по трассе, набирает скорость, поднимается с толчком реакторов и поднимается в небо, прямо как линия.

«Конкорд, наконец, летит!»: Комментатор BBC Раймонд Бакстер пытается сдержать свои эмоции. АФП передает «вспышку»: «Конкорд взлетел».

Этот день с нетерпением ожидался после официальной презентации этого футуристического аппарата с «готическими» дельта-крыльями 11 декабря 1967 года в Тулузе.

В то время, когда американские миссии «Аполлон» поднимаются по лестнице одна за другой на Луну, создание европейского коммерческого самолета, способного вращаться со скоростью, в два раза превышающей скорость звука, является источником гордости по обе стороны канала.

Сверхзвуковой проект, родившийся в ноябре 1962 года в результате двустороннего соглашения между Лондоном и Парижем, с самого начала испытал сильную турбулентность.

Две компании-партнера, British Aircraft Corporation (ныне BAE Sytems) и Sud-Aviation (предшественник Airbus) разошлись в характеристиках самолета: дальнемагистральный, способный пересечь Атлантику на первом, среднемагистральном пути. во-вторых, как знаменитая Каравелла.

Название проекта оспаривалось между «Конкордом» и «Конкордом», хотя слово относится к одинаковому «соглашению» на обоих языках. В 1967 году британский госсекретарь по технологиям Тони Бенн решил, что к «Конкорду» будет добавлено окончательное «е», означающее «Превосходство», «Англия», «Европа» и «Entente cordiale»!

На борту «прототипа 001» Андре Туркат, его штурман Жак Гиньяр, бортинженер Мишель Ретиф и инженер Анри Перье, летающие как летчики-истребители, сосредоточены на приборах и полете.

Простой цикл на пониженной скорости и шасси: этот первый полет предназначен не для установления рекорда скорости, а для того, чтобы «показать, что самолет летит» и «обратно на землю», объясняет Андре Туркат.

«Рев» четырех мощных реакторов и силуэт «хищной птицы» не остаются незамеченными в долине Гаронны, сообщает AFP.

"Движение остановилось на национальной дороге 113 в направлении Бордо (...). Тысячи людей, разбросанных по сельской местности, передвигаясь вперед, посещают первый воздушный маневр в Конкорде.

На борту три из четырех систем кондиционирования не работают. Тепло бортовых компьютеров быстро повышает температуру. «Под нашими шлемами мы скоро потеем», - сообщает Андре Туркат в своей книге «Конкорд».

Аэропорт наконец-то в поле зрения. При соприкосновении с гудронированным шоссе шины поднимают «густой дым», сзади открывается парашют безопасности, чтобы затормозить 112 тонн кабины.

Аплодисменты потрескивают по дорожке. Экипаж может открыть раздвижные окна в кабине и поднять свежий воздух. Полет длился 27 минут.

«Мы видим, что машина знаменитая»: черная кожаная куртка, галстук и белая рубашка в сочетании серо-голубого перелета. Андре Туркат доставляет свои первые впечатления спустя полчаса после приземления.

Расположенный на платформе в окружении экипажа, капитан поочередно говорит по-французски и по-английски перед несколькими сотнями журналистов, многие из которых находятся по всему каналу: «Этот первый полет не завершен. Это начало нашей работы.

Конкорду потребуется около семи лет и 5500 часов испытательного полета, чтобы начать коммерческую деятельность под эгидой Air France и British Airways. Андре Туркат скончался 4 января 2016 года в возрасте 94 лет.